Мистический опыт — это состояние при котором человек способен ощутить полное слияние с пространством, растворение своего “я” в бесконечности, восприятие единого чистого сознания, Бога, истины и тд.
Мистический опыт – определение и значение
Все религии и духовные традиции говорят о мистическом опыте разными словами и стремятся к нему разными путями и средствами.
Общее стремление к обретению такого опыта не случайно и, конечно, не связано с просто приятными ощущениями.
Чувство осознания единого пространства способно изменить человека, дать ему знание, что все возможно и реально, помочь убрать все проблемы, которые люди создают вокруг себя, стать действительным созидателем гармонии, а не разрушителем мира.
Способностью испытывать мистический опыт человек наделен изначально, но не всегда знает, как обнаружить ее в себе. Аяваска помогает нам и в этом вопросе, показывая путь мистическому опыту напрямую.
Переживания и свидетельства участников исследований Аяваски
Вот какие ощущения сообщают люди при работе с Аяваской в научных исследованиях мистических переживаний (Робсон Савольди и др., 2022):
“ Я перестала ощущать границы своего физического тела, между мной и всем, что вне меня, они просто стерлись и я словно растворилась в том, что было вокруг и даже вне видимого мира”
“Мое “я” словно расширилось и исчезло, а потом стало осознаваться не в ограниченном поле внутри головы, а в едином поле чего-то общего, чистого “я”, свободного от помех ума и наполненного светом”.
“ Я перестал ощущать себя голосом в голове, я словно отделился от своих мыслей и воспоминаний, смог посмотреть на них со стороны, как спектакль. Я увидел свои установки и предрассудки, словно декорации на сцене, и осознал, что они отдельно от меня и их можно убрать из моей жизни, так как они утяжеляют ее и мешают мне жить свободно”.
“Я испытала чувство единства с тем,что можно назвать Духом, тем, что пронизывает материю, но не является ей”.
“Я почувствовала, что я не являюсь действующим лицом в своих психических процессах, а потому они не могут иметь власти надо мной. Наоборот, я могу изменить их так, как мне надо”.
“Я ощутил озарение и почувствовал присутствие истинного знания, которое не зависимо от каких либо представлений”.
“Я испытал чувство пассивности своего эго, выхода из под его контроля в состояние, когда весь мой опыт кажется контролируется высшей силой”.
Природа мистического опыта и энтеогены
Мистический опыт — такая штука, которую очень сложно описать и просчитать.
Это подтверждают даже ученые, которые пишут, что это некая “разновидность осознания, которая создает трудности для удовлетворительного объяснения ее в словах, и может быть понята только теми, кто испытал ее сам”.
Любой опыт, который считают мистическим, фундаментально отличается от обычного сознания и способствует появлению сильного впечатления от контакта с иной реальностью.
Возникновению мистического опыта способствуют энтеогены, которые включают множество веществ и священных растений.
Термин “энтеоген” происходит от греческого entheos — наполненный Богом и genesthai — возникший на свет.
Интересно, что “энтеоген” появился как альтернатива и заменитель термина “психоделик” (psyche – разум, душа, и delein – проявление), который в 60-х годах был скомпрометирован разными наркотическими веществами.
Область фармакологических исследований энтеогенов на сегодняшний день имеет многочисленные открытия о терапевтическом потенциале этих разнообразных веществ.
Ученые предполагают, что несмотря на продолжающееся навешивание ярлыков, энтеогены имеют значимые и подтвержденные клинические и терапевтические эффекты. Одно из объяснений положительного влияния энтеогенов связывают с их способность вызывать переживания мистического типа и саморастворения.
В частности, результаты научного обзора Робсон Савольди и др. (2022) показывают, что опыт употребления аяхуаски может иметь позитивную ценность, благодаря мистицизму, который меняет различные аспекты самосознания.
А может — это мозг придумал мистический опыт? Может нет никакого снятия ограничений духовного развития?
Ученые спорят по этому поводу.
Некоторые утверждают, что опыт переживания слияния, единства и растворения не может быть “чистым”, потому что эти и другие необычные переживания опосредуются мозгом и психологическими процессами в нем. А они у каждого держатся на “личных тараканах”.
Помимо этого субъективный опыт каждого человека строится на разнообразных шаблонах и интерпретациях. И часто интерпретации даже не доходят до порога сознания, а проявляются уже готовый реакцией и поведением, некоей убежденностью в чем-то, своей картиной мира.
И без учета этого нельзя считать такой мистический опыт ”непосредственным”. Он, вроде как, может быть получен в результате приема энтеогенов, но у каждого будет пропущен через фильтр мозга, по которому еще ползают усатые насекомые. А значит может быть искажен.
Однако много независимых работ показывают, что реальные позитивные изменения происходят с человеком после “контакта с непознанным” вне зависимости от личных и жизненных психологических особенностей.
Поэтому другие исследователи придерживаются мнения, что переживания, вызванные растениями, ведут к трансформирующей “перезагрузке” ума и дают новые способы видения вещей. То есть убирают фильтры мозга, а потому позволяют пережить истинный, а не искаженный мозгом опыт.
Несколько исследований показали, что переживания мистического типа связаны со значительными изменениями всех аспектов личности. Люди с разной судьбой, стилем жизни, мыслями и внутренними установками меняются к лучшему, становятся более открытыми, умиротворенными, ощущают благополучие. А это состояние еще больше увеличивает глубину мистического переживания в дальнейшем.
То, что разные люди переживают именно “чистый” мистический опыт, а не придумывают его мозгом может объяснить “общее ядро мистического сознания”.
Можно назвать это ядро тем, что изначально есть — общей для всех истиной, единым знанием. Когда человек действительно соприкасается с этим знанием, никакие фильтры мозга не могут его исказить.
Исследования выявляют девять аспектов-ощущений, которые составляют ядро мистического опыта:
- чувство, переживаемое как озарение, или знание за пределами реальности (ноэтическое чувство);
- чувства покоя, радости, счастья, блаженства, или позитивная привязанность;
- чувство, что нашел божественное;
- трудность в выражении ощущаемого стандартным языком или невыразимость;
- очевидное нарушение законов логики или парадоксальность;
- единое сознание с чистым “я”, или иное качество эго;
- местоположение опыта за пределами пространства и времени;
- единство базовых объектов вселенной;
- внутреннюю субъективность или “жизнь” во всех вещах.
То есть мистическое ядро — это единая суть. А кто какие обертки, одежки и ритуалы себе определил неважно. Кому как нравится и как понятнее.
Если рассмотреть это ядро непосредственно (а это и позволяет сделать аяуаска), то выяснится, что оно одинаково описано в сообщениях мистиков из разных традиций.
В то время,как только разнообразие человеческих интерпретаций и объясняет разнообразие течений, традиций и религий.
Ну и прилично так запутывает.
Эффекты и терапевтические средства в мистическом опыте аяхуаски
Вот эту общечеловеческую запутанность в мистическом плане помогает распутать Аяваска.
Аяваска иногда переводится как “духовная лоза”, что указывает на одно из ее свойств быть проводником в мистический опыт.
Она часто порождает видения, которые обычно сочетаются с личными психологическими озарениями. На их основе запускаются практически все значимые эффекты и результаты.
К общим психологическим эффектам относятся изменения в самовосприятии, повышенное чувство жизненного благополучия, предчувствий, изменение ощущения времени, усиленного самоанализа.
Мистический опыт – что испытывают люди во время опыта Аяваски?
- Феномен яркого видения — процесс, называемый miracões (видение) с увеличением яркости, усилением цветов, перемещением геометрических узоров и сложными образами, которые возникают с закрытыми или открытыми глазами.
- Наиболее распространенная физиологическая реакция — рвота, которая является духовным очищением (la purga) и нормальной частью острого периода.
- Некоторые потребители Аяваски сообщают о значимых встречах с нечеловеческими сущностями.
- Иногда они переживают трансформацию своего “я” в животное, растение или даже в других “я” и объекты пространства. Такие перевоплощения возможны потому, что аяваска дает опыт другого восприятия. Испытав его, человек становится гибче. Он понимает, что обычное восприятие мира не единственно возможное, и нет жесткой однозначности в том, как ему выглядеть и кем являться. А поэтому можно “собрать себя” во что угодно
- Видения часто связаны с сильными религиозными и духовными чувствами, и для многих людей они обеспечивают глубокое долговременное преображение на психологическом и физическом уровнях.
Долговременные эффекты мистического опыта Аяваски
У потребителей аяхуаски обычно выявляются низкие показатели по психопатологии, при стойком повышении уровня эмпатии, творческого мышления, децентрирования, ощущения благополучия жизни, увеличения самосострадания и трезвой самокритики.
Интересный факт: у потребителей аяхуаски также значительно более высокие оценки, чем у псилоцибиновых и LSD-потребителей по таким вопросам как: духовный смысл, удовлетворенность жизнью, социальные отношения, духовное осознание в повседневной жизни, отношение к жизни и к самому себе, настроение и поведение.
Кроме того, “психотерапия” аяхуаски включает антидепрессивный и противотревожный эффект, эмоциональную регуляцию, снижение зависимости и вреда от психоактивных веществ и снижение суицидальности.
Наконец, использование аяхуаски во время лечения тяжелых физических заболеваний может облегчить принятие болезни, посредством влияние на осознания значений болезней, жизни и смерти.
Мистический опыт – выводы
Мистические переживания на фоне приема энтеогенов влияют на человека очень широко и эффективно.
Большинство подходов в работе с растениями в области здоровья, духовного развития и этнопсихологии уже имеют достаточно убедительную базу в виде психологических и нейробиологических открытий и перспектив. Но, как говорят сами ученые, главным образом вся работа строится на знаниях древних религиозных традиций.
Если сказать еще точнее, то вся работа строится на знании, полученном непосредственно от растения.
Приглашаем вас к нам на индивидуальные ретриты с Аяваской в Перу, чтобы вы смогли получить неискаженный интерпретациями мистический опыт из первоисточника. С нами вы очистите свой разум, получите интересную практику аяваски и узнает про много интересных растений: бобинсана, дикий манго, кактус Сан Педро.
Заполнить анкету-заявку на ретрит
Аяваска-ретриты – основная информация
Главный эффект аяваски, который нельзя пощупать и измерить: энергетическое тело и духовное развитие
Фитотерапия в джунглях Перу: кратчайший путь к самоисцелению
Оригинальное исследование:
Savoldi, R., & Roazzi, A. (2022). Ayahuasca Self Consciousness and Mysticism. THE INTERNATIONAL JOURNAL FOR THE PSYCHOLOGY OF RELIGION. https://doi.org/10.31234/osf.io/ygtd9